ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных ситуаций. Каждая таблица, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям и допускает неоднозначную интерпретацию; специально выделяются таблицы, провоцирующие суицид, агрессию, сексуальную перверсию, доминирование-подчинение, сексуальные и семейные конфликты и пр. Часть таблиц предъявляется только мужчинам или только женщинам; есть таблицы для подростков. Испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц.
Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более одного дня. Очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера. Начинать работу рекомендуется с некоей простой методики проективной — рисования на заданную тему и пр. Об испытуемом должны быть известны основные сведения: семейное и социальное положение, образование, профессия. Таблицы обычно предъявляются с 1-й по 10-ю — в первый день, и с 11-й по 20-ю — во второй. При первом сеансе дается стандартная инструкция, допускающая незначительные вариации соответственно культурному уровню и возрасту испытуемого. Согласно инструкции, следует придумать рассказ по каждой картине: что происходит, какие события привели к этой ситуации, каким будет ее исход, каковы чувства и мысли персонажей. Во втором сеансе содержание инструкции напоминается и дается указание, что теперь рассказы должны быть более драматичными — нужно дать волю фантазии. В числе таблиц есть и пустая: требуется вообразить и описать в деталях какую угодно картину, а после придумать по ней рассказ.
При исследовании замечается время — как от момента предъявления таблицы до начала рассказа, так и общее, затраченное на таблицу. Фиксируются все длинные паузы, оговорки, аграмматизмы, своеобычные выражения и пр. При тестировании могут встречаться определенные технические трудности, связанные, например, с забыванием пунктов инструкции и пр. После исследования производится опрос, основная цель коего — получение дополнительных сведений об испытуемом и об источниках тех или иных сюжетов, а также неувязок, оговорок и пр.
Анализ результатов ведется соответственно названным задачам ТАТ. Анализ начинается с нахождения «героя» сюжета, с коим испытуемый в некоей мере идентифицирует себя. Следующий этап состоит в определении важнейших характеристик героя. Затем все выявленные потребности ранжируются по пятибалльной системе. Наконец, составляется список потребностей и соответственных давлений.
При анализе создается своеобразный портрет героя: каковы его доминирующие желания, потребности, чувства; каким воздействиям он подвергается, активен он или пассивен при взаимодействиях с миром, возможно ли удовлетворение его потребностей; добивается ли он успеха или склонен к фрустрации; имеются ли антисоциальные поступки; каковы его ценности, что составляет его мировоззрение, и пр.
Следует учитывать, что рассказы испытуемого всегда, исключая случаи грубой патологии, оказываются смесью фантазийной продукции и сюжетов-клише — продуктов механизмов защитных. Как клише может выступать все, что реально не переживалось индивидом и не является его аффективным опытом: литературные и кинематографические сюжеты и пр. К тому же некогда реально пережитое со временем теряет значимость и аффективную окрашенность и становится едва отличным от клише. Напротив, некие литературные сюжеты или жизненные перипетии других людей настолько затрагивают чувства испытуемого, что перестают быть просто усвоенными клише. Все это требует особой чувствительности экспериментатора к любым проявлениям индивидуального стиля испытуемого.
Для диагностики особенно информативны, по-видимому, отклонения от клише, где особенно отчетливо проявляются реальные или воображенные отношения, чувства и поступки, чрезвычайно значимые для испытуемого. Но и в них личностно значимая информация может маскироваться механизмами защитными. Выявить ее помогает анализ формальных характеристик построения рассказа, а также индивидуальные особенности речи и экспрессии, необычные темы или даже едва заметные модификации клише.
Формальные характеристики содержания рассказа представляют собой некую абстракцию от текста и отвечают на вопрос, что исследователь ищет в рассказе, каким образованиям личности релевантно содержание рассказа. Выделяются следующие категории:
1) эмоциональный фон — чувства и переживания, возникающие у испытуемого; здесь возможна не только идентификация с персонажем, но и солидаризация, оппозиция и пр.;
2) персонажи — ими могут быть либо представители самого испытуемого, либо значимые другие;
3) стремления и установки — динамические тенденции, показатели основных мотивов личности, определяемые по характеристике персонажей, с коими идентифицирует себя испытуемый;
4) препятствия или барьеры — обнаруживаются в виде мыслей и чувств основного персонажа или окружающих, в виде реальных действий других людей или норм социальных, препятствующих реализации стремлений.
Формальные показатели таковы:
1) формальное следование инструкции — это может выражать уход от тем, связанных с конфликтными переживаниями;
2) строго ригидное соблюдение инструкции — свидетельство повышенной ригидности испытуемого;
3) излишняя детализация рассказа — может указывать на повышенную тревожность, встречается у истероидов;
4) опускание некоих пунктов инструкции: в случае отсутствия «прошлого» или «будущего» это может быть признаком существования конфликтных переживаний в прошлом или ожидания неблагополучия в будущем;
5) отказ — в начале эксперимента свидетельствует о непонятости инструкции либо об отсутствии контакта с психологом, отказ от определенных картин — об особой значимости провоцируемых ими сюжетов;
6) неупоминание отдельных частей или деталей картины — обычно указывает, что ассоциации, вызываемые этими деталями, вызывают тревогу;
7) введение дополнительных деталей или персонажей — почти всегда говорит об особой значимости и близости данной темы;
8) перцептивные искажения — неправильное или искаженное восприятие каких-то деталей картины, — как правило, следствие глубоких конфликтов;
9) восприятие картины как рисунка, фотографии, кадра из фильма — иногда может рассматриваться как своеобразное отстранение от травмирующей тематики рассказа.
Существует около двух десятков схем интерпретации, различающихся категориями анализа рассказов и параметрами личности, исследуемыми с помощью ТАТ. Лишь некие из них применяются в клинико-диагностических целях, а не в экспериментальных; бывает и так, что психологами-практиками заимствуются разные пункты из разных систем.
1. С. Томкинс развил подход, широко используемый в самых разных психологических системах. Он ввел ряд новых категорий, как будто повышающих эффективность методики:
1) вектор — характеризует психологическую направленность поведения, влечений и прочего; Томкинс рассматривает десять векторов, соответственных основным предлогам английского языка;
2) уровень — характеризует «плоскость», в коей разворачивается действие рассказа: описание объекта, события или поведения персонажа; воображение; память; чувства, и пр.;
3) условия — любые психические или физические состояния разной валентности, сами по себе не выражающие никакого желания или побуждения; например, герой беден (-) или счастлив (+);
4) квалификаторы — применяются для указания на временные, пространственные или силовые характеристики названных категорий.
Здесь, по сравнению со схемой X. Меррея, существенно новыми являются категории уровня и квалификаторы. Уровневый анализ позволяет определить преобладающий тип активности каждого героя. Рассматриваются последовательность, частота и вариативность различных уровней. Большое внимание уделяется психологическому смыслу квалификатора «отдаленности». Степень отдаленности во времени или пространстве характеризует степень подавления потребности: чем фантастичнее рассказ и чем более отдалено от реальности время и место действия, тем сильнее данная потребность подавляется со стороны Свepx-Я. Среди других методологических приемов выделяется требование целостного контекстуального анализа протоколов тестирования: из всей совокупности рассказов выделяются некие инвариантные формальные структуры. Особое внимание уделяется анализу материалов, относящихся к переживаниям раннего детства.
2. М. Арнольд строит свою систему на отказе от некоих постулатов «психологии глубинной», например, элиминируются постулаты об идентификации и о нереализованном глубинном мышлении как об основном содержании рассказов. Считается, что материал рассказов отражает не столько эти тенденции, сколько личностные установки социальные, которые и определяют сюжет и исход рассказа, или его значение — как бы «мораль» рассказа, где обнаруживаются привычные ценности, мотивы и способы достижения целей. В результате анализа значений выводится так называемый индекс мотивационный, положительный либо отрицательный: адекватные жизненные установки, конструктивный подход к решению проблем, сотрудничество с другими людьми дают положительный индекс; склонность к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действиям — отрицательный. В зависимости от знака индекса мотивационного прогнозируется возможность успеха на том или ином поприще.
Подход М. Арнольд, несмотря на несколько упрощенное понимание условий преуспеяния человека, содержит ряд моментов, упущенных другими авторами, и потому указывает путь для более адекватной разработки подхода к анализу и интерпретации ТАТ:
1) требование контекстуального анализа рассказов: рассказы рассматриваются не как некий набор, а как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, не выявляемый при анализе отдельных рассказов;
2) подчеркивается роль установок социальных в формировании текста рассказов.
Как и другие методики проективные, наибольшее применение ТАТ находит в клинике неврозов и состояний пограничных. Для клинициста особый интерес представляют такие диагностируемые особенности аффективной сферы личности и мотиваций:
1) ведущие мотивы, отношения, ценности;
2) аффективные конфликты, их сферы;
3) способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и пр.;
4) индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность / подконтрольность, эмоциональная устойчивость / лабильность, эмоциональная зрелость / инфантильность;
5) самооценка — соотношение представлений о Я реальном и Я идеальном, степень принятия самого себя.
Следует подчеркнуть, что выявляемые посредством ТАТ закономерности и явления — не более чем тенденции, установки личности, прямой перенос данных тестирования на характеристику личности и ее поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого неправомерен.
Страницы
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289] [290] [291] [292] [293] [294] [295] [296] [297] [298] [299] [300] [301] [302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311] [312] [313] [314] [315] [316] [317] [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326] [327] [328] [329] [330] [331] [332] [333] [334] [335] [336] [337] [338] [339] [340] [341] [342] [343] [344] [345] [346] [347] [348] [349] [350] [351] [352] [353] [354] [355] [356] [357] [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] [368] [369] [370] [371] [372] [373] [374] [375] [376] [377] [378] [379] [380] [381] [382] [383] [384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392] [393] [394] [395] [396] [397] [398] [399] [400] [401] [402] [403] [404] [405] [406] [407] [408] [409] [410] [411] [412] [413] [414] [415] [416] [417] [418] [419] [420] [421] [422] [423] [424] [425] [426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434] [435] [436] [437] [438] [439] [440] [441] [442] [443] [444] [445] [446] [447] [448] [449] [450] [451] [452] [453] [454] [455] [456] [457] [458] [459] [460] [461] [462] [463] [464] [465] [466] [467] [468] [469] [470] [471] [472] [473] [474] [475] [476] [477] [478] [479] [480] [481] [482] [483] [484] [485] [486] [487] [488] [489] [490] [491] [492] [493] [494] [495] [496] [497] [498] [499] [500] [501] [502] [503] [504] [505] [506] [507] [508] [509] [510] [511] [512] [513] [514] [515] [516] [517] [518] [519] [520] [521] [522] [523] [524] [525] [526] [527] [528] [529] [530] [531] [532] [533] [534] [535] [536] [537] [538] [539] [540] [541] [542] [543] [544] [545] [546] [547] [548] [549] [550] [551] [552] [553] [554] [555] [556] [557] [558] [559] [560] [561] [562] [563] [564] [565] [566] [567] [568] [569] [570] [571] [572] [573] [574] [575] [576] [577] [578] [579] [580] [581] [582] [583] [584] [585] [586] [587] [588] [589] [590] [591] [592] [593] [594] [595] [596] [597] [598] [599] [600] [601] [602] [603] [604] [605] [606] [607] [608] [609] [610] [611] [612] [613] [614] [615] [616] [617] [618] [619] [620] [621] [622] [623] [624] [625] [626] [627] [628] [629] [630] [631] [632] [633] [634] [635] [636] [637] [638] [639] [640] [641] [642] [643] [644] [645] [646] [647] [648] [649] [650] [651] [652] [653] [654] [655] [656] [657] [658] [659] [660] [661] [662] [663] [664] [665] [666] [667] [668] [669] [670] [671] [672] [673] [674] [675] [676] [677] [678] [679] [680] [681] [682] [683] [684] [685] [686] [687] [688] [689] [690] [691] [692] [693] [694] [695] [696] [697] [698] [699] [700] [701] [702] [703] [704] [705] [706] [707] [708] [709] [710] [711] [712] [713] [714] [715] [716] [717] [718] [719] [720] [721] [722] [723] [724] [725] [726] [727] [728] [729] [730] [731] [732] [733] [734] [735] [736] [737] [738] [739] [740] [741] [742] [743] [744] [745] [746] [747] [748] [749] [750] [751] [752] [753] [754] [755] [756] [757] [758] [759] [760] [761] [762] [763] [764] [765] [766] [767] [768] [769] [770] [771] [772] [773] [774] [775] [776] [777] [778] [779] [780] [781] [782] [783] [784] [785] [786] [787] [788] [789] [790] [791] [792] [793] [794] [795] [796] [797] [798] [799] [800] [801] [802] [803] [804] [805] [806] [807] [808] [809] [810] [811] [812] [813] [814] [815] [816] [817] [818] [819] [820] [821] [822] [823] [824] [825] [826] [827] [828] [829] [830] [831] [832] [833] [834] [835] [836] [837] [838] [839] [840] [841] [842] [843] [844] [845] [846] [847] [848] [849] [850] [851] [852] [853] [854] [855] [856] [857] [858] [859] [860] [861] [862] [863] [864] [865] [866] [867] [868]